Одесский форум.Форум Одесса.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одесский форум.Форум Одесса. » Форум искусство » Багаутдинов.


Багаутдинов.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Обратиться к событиям прошлого века меня заставило появление в Украине необычного издания под названием "Рафаель Багаутдинов". Автор-составитель, известная украинская поэтесса Светлана Йовенко, собрала в одной книге письма, документы, интервью, фотографии, рецензии, очерки — словом, всё, что касается украинского художника татарского происхождения Рафаэля Багаутдинова, талантливого графика и живописца, чьё творчество высоко оценено и в современной Украине, и за её пределами, на родине, в Казани, в странах Европы, США. Но в этой книге незримо присутствует ещё один герой, Рэм Багаутдинов, старший брат Рафаэля, сыгравший важную роль в жизни художника.

У ВОРОТ СВОБОДНОГО МИРА

По сложившейся традиции охрану американского посольства в любой стране мира несут морские пехотинцы (в США их называют морскими котиками). Так было и в Вене в 1972 году. Когда у ворот посольства появилась довольно странная группа людей, которые стали требовать встречи с американским послом, охрана вызвала переводчика, так как никак не могла понять, кто эти люди—слова "Украина", "Киев" для "морских котиков" были абсолютной загадкой. Вскоре выяснилось, что встречи с послом требуют нелегальные беженцы иЗ столицы Советской Украины, а именно: директор Киевского театра оперы и балета Владимир Колесник, его супруга, солистка оперы Галина Ратушная, её сестра и мать, а также муж сестры, художник Рэм Багаутдинов. Случай экстраординарный, если учесть, что до этого во время европейских гастролей сбежать на Запад удавалось лишь отдельным артистам из московских театров. Такой "коллективный семейный" побег из Украины заслуживал внимания. К тому же 1972 год для Страны Советов был юбилейным — отмечали 50 лет со дня образования государства. Словом, появление у американского посольства украинских беженцев могло стать сенсацией не только на Западе. Посол их принял, выслушав просьбу о предоставлении политического убежища, мотивированную тем, что "они больше не могут жить под постоянным идеологическим диктатом и не видят для себя и своих детей будущего в СССР”. Но это была лишь часть правды.

Оперная певица, обладательница красивого меццо-сопрано Галина Ратушная открыто высказывала своё недовольство — ей не давали ведущих партий. Даже назначение её мужа Владимира Колесника (он работал хормейстером) на должность директора театра никак не отразилось на её карьере. К тому же в коллективе ходили упорные слухи, что Колесником недовольно партийное руководство (в каждом театре тогда существовала парторганизация). И у Галины родилась идея — во что бы то ни стало выбраться за границу. Если евреям, наконец, разрешили выезжать на ПМЖ в Израиль, то почему бы и украинцам не попытаться? Тем более что, как оказалось, её родной отец во время Второй мировой служил в РОА — армии генерала Власова, перешедшего на сторону Германии. Власовцев объявили предателями, и по окончании войны их ожидало суровое наказание — заключение в концлагерь, а чаще всего расстрел. Однако Ратушному удалось скрыться.
Он обосновался на австралийском континенте, в Сиднее, оставив жену и двух дочерей за железным занавесом. Мать Галины официально заявила, что они с мужем разошлись перед войной и никаких отношений не поддерживают. Каким образом певица узнала, что её отец живёт в Сиднее и имеет там собственный бизнес в порту — неизвестно, но в случае удачного стечения обстоятельств семья Колесников рассчитывала на его поддержку.

Реализация, на первый взгляд, авантюрного замысла, легла на плечи бывшего директора киевской оперы, который предложил своему близкому родственнику Рэму Багаутдинову принять участие в этой затее. Итак, получив официальное разрешение на выезд в Болгарию всей семьей по приглашению болгарских друзей с целью оздоровления, Колесники беспрепятственно выехали в "16-ю республику СССР".

Соседкой Болгарии в то время была Югославия. Режим Тито отличался от порядков, установленных в странах Варшавского договора: в определённые дни месяца югославская граница открывалась для свободного выезда и въезда граждан в соседние страны. Этим и воспользовались беглецы — через Югославию они достигли австрийской границы, а затем оказались в Вене. Кстати, подробности перехода каждый из участников побега будет впоследствии рассказывать по-своему, но итог их усилий был общим — они стояли у ворот американского посольства в Вене.

БРАТ ЗА БРАТА

...Детство братьев Багаутдиновых—это драма десятков, а может, и сотен тысяч советских ребятишек — детей "врагов народа", испытавших на себе все последствия сталинских репрессий 30-х годов.

Когда в 1938-м старшему из братьев, Рэму, исполнилось 11 лет, а младшему, Рафаэлю — 6, их отца Махмуда Багаутдинова, в то время секретаря Казанского обкома комсомола, арестовали как "врага народа", а мать Нурли-Гаян осудили на 15 лет и отправили в концлагерь. Их годовалую сестричку Аиду отдали бабушке. А братьев, по сути, ставших сиротами, несмотря на просьбы татарских родственников, отправили в спецколонйю в Кировоградскую область, в Украину. Там содержались и несовершеннолетние преступники. Рэм адаптировался быстро. Его коммуникабельность и талант рисовальщика обеспечивали главное — сытую жизнь. В колонии он занялся татуировкой. Наколки, выполняемые юным художником, пользовались большим спросом. А вот младший брат Рафаэль, застенчивый и хрупкий, на всю оставшуюся жизнь запомнил постоянно преследовавшее его чувство голода.

В начале войны спецколонию переводят на Кавказ — к месту назначения дети... идут пешком. Но тут стало известно, что немцы достигли предгорий Кавказского хребта, и воспитанников колонии спешно перевозят в Киргизию. При исправительном учреждении работают преподаватели, эвакуированные из временно оккупированных территорий СССР. Учительница русского языка и литературы, киевлянка, отмечала среди учащихся Рэма Багаутдинова, особенно его рисунки. Когда после освобождения Киева появилась возможность вернуться в родной город, она обратилась с просьбой к дирекции колонии разрешить мальчику поехать с ней, чтобы он мог продолжить обучение в специальном учебном заведении. Добро было получено. Так Рэм попадает в Киев, где поступает в художественное училище. Через некоторое время и Рафаэль покинул колонию—его отправили в родную Казань. Как оказалось, и у него обнаружились явные способности к рисованию — мальчик тоже поступает в художественную школу.

В послевоенный период проходит частичная реабилитация "врагов народа". Соответственно, их дети получают определённые права, в том числе — для поступления в учебные заведения. Рэм Багаутдинов успешно сдаёт вступительные экзамены в Киевский художественный институт (ныне Национальная академия изобразительных искусств и архитектуры) и становится студентом факультета станковой графики в мастерской профессора Пащенко, известного украинского художника-графика.

Узнав от казанских родственников, что младший брат идёт по его стопам, Рэм просит Рафаэля прислать свои рисунки, чтобы показать их преподавателям в институте. В результате Рафаэля зачисляют в школу-интернат для одарённых детей, который открылся в послевоенном Киеве благодаря усилиям выдающегося украинского поэта Павла Тычины.

Со временем Рафаэль, как и его брат, поступает на тот же факультет КХИ, который к тому времени успешно заканчивает Рэм. Старший Багаутдинов уверенно входит в число профессиональных графиков-станковистов, активно сотрудничает с республиканскими издательствами и становится членом Союза художников Украины. Его избирают членом правления Союза. Правда, на личном фронте складывается не всё так удачно, как в графике — первый брак Рэма закончился разводом. Впрочем, это нисколько не отразилось на его общественной и творческой активности.

Из мордовских лагерей в Казань после 12-летнего отсутствия возвращается их мать. Тогда же стало известно, что её муж Махмуд Багаутдинов сошёл с ума от пыток и был расстрелян. Нурли-Гаян пытается возобновить отношения с сыновьями. Но 12 лет разлуки не прошли бесследно — братья не возвращаются в Казань.

...И вот теперь, в 1972 году, Рафаэль Багаутдинов узнаёт от официальных представителей власти, что его старший брат сбежал из страны и получил статус политического беженца у американцев. Это известие для Рафаэля означало лишь одно — на него, как на единственного близкого родственника, обрушится вся мощь "праведного гнева" общественности и партийного руководства Украины, ведь он теперь родной брат изменника Родины. "Я потерял работу,— признается он. — Мои книги резали. Редакторов, осмеливавшихся дать мне заработок, увольняли". Но сидеть сложа руки Рафаэль не мог. Он начинает писать акварели, которые отсылает на Всесоюзную художественную выставку в Москву. Там отмечают их высокий художественный уровень.

Но в Киеве, в том образовавшемся вокруг художника вакууме, находится дружеская рука бескорыстной помощи, протянутая Рафаэлю его постоянным редактором Светланой Йовенко. Известная украинская поэтесса, по сути, выполняет роль менеджера: организовывает для художника заказы на оформительские графические работы, которые тот выполняет под псевдонимами. Эти заказы становятся для Багаутдинова и его семьи единственным источником материального обеспечения.

Рафаэль решается на отчаянный по тем временам поступок — записывается на приём к "украинскому инквизитору"—так называли тогда между собой деятели культуры секретаря ЦК КПУ Валентина Маланчука. Полгода ожидания — и вот Багаутдинов в кабинете партийного идеолога, отбросив всякую осторожность, говорит о своём отце, матери, сиротстве и брате. Выслушав, Маланчук даёт указание — разрешить художнику работать. Однако в течение последующих восьми лет травля продолжается. И Рафаэль пишет (третье по счёту) письмо в ЦК КПУ, где указывает на тот факт, что ему по-прежнему препятствуют в работе как художнику-графику, хотя этому делу он отдал 20 лет своей творческой деятельности.

И опальный художник берётся за кисть. Место графика у мольберта занимает живописец-портретист. Из года в год он трудится над серией портретов выдающихся деятелей культуры, а в 1985 году в Союзе художников Украины открывается выставка живописных работ Рафаэля Багаутдинова. Она становится настоящим открытием как для искусствоведов, так и для широкой публики. Портреты Мусы Джалиля, Тараса Шевченко, Александра Пушкина, Марины Цветаевой, Александра Блока, Василя Стуса, Ивана Дзюбы, братьев Тютюнников и другие экспонируются на выставках в Киеве, Казани, Нью-Йорке. Его произведения закупаются музеями Украины, Татарстана, России, а также их приобретают коллекционеры из Германии, США, Канады, Франции, Израиля. Рафаэль Багаутдинов создаёт портретную галерею современниц художника, общий коллективный портрет украинской женщины 80-90-х годов XX века.
http://s6.uploads.ru/t/8OW9l.png

...Сразу после получения статуса политического беженца Рэм ушёл из американского посольства по-английски, ни с кем из Колесников не попрощавшись. У него были собственные планы, и перспектива иждивенчества в семье Ратушных-Колесников была неприемлема. Начинать в 47 лет новую жизнь в свободном мире — трудная задача даже для человека волевого и незаурядного, тем более не имеющего никакой поддержки.

Сначала Рэм переезжает в Канаду, где долго находится в поисках хоть какой-то работы, налаживает связи с украинской диаспорой, а затем, в качестве украинского политического эмигранта, переезжает в США. В этом ему существенную помощь оказал поэт-модернист и писатель, известный в США, Василь Барка.

В 150 км от Нью-Йорка, в Глен Спей, Рэм приобретает участок земли с домом, где обустраивает мастерскую и начинает активно работать в американских издательствах как художник-оформитель. Параллельно осваивает новую для себя область искусства — металлопластику. Две выставки его произведений в металлопластике проходят с успехом в Нью-Йорке и приносят солидное финансовое обеспечение, так как все работы были выкуплены.

Что касается семьи Колесников-Ратушных, то расчет на помощь и гостеприимство родного отца оказались напрасными. Когда, добравшись до Сиднея, сестры Ратушные и бывшая жена появились на пороге его дома, выяснилось, что Ратушный завёл новую семью и не собирается содержать своих украинских родственников. Как потом рассказывала Галина, он вручил им 5000 долларов и посоветовал начать самостоятельную жизнь. В Австралии Колесники не задержались и переехали в Канаду, где можно было рассчитывать на помощь украинской диаспоры. В Стране кленового листа Владимир Колесник организовывает капеллу бандуристов, и вместе с Галиной Ратушной (в качестве солистки) они совершают гастрольные туры по странам, где проживают их бывшие соотечественники. Кроме того, Галина даёт и отдельные сольные концерты. В её репертуаре—русские романсы, переведённые самой певицей на украинский язык.

С того дня, как они покинули Украину, прошло 20 лет. В течение этого времени Рэм Багаутдинов не поддерживал никаких контактов с родным братом. И только в 1992 году, после обретения Украиной независимости, он приезжает в Киев. Как оказалось, кроме восстановления братских отношений, он возжелал объявить себя диссидентом. Но из этой затеи ничего не вышло, ведь украинские диссиденты боролись с советским режимом за независимость их родины не у ворот американского посольства, а в Украине проходя через аресты, ссылки и тюрьмы вместе со своим народом.

Когда Рэму Багаутдинову исполнилось 75 лет, он задумал отправиться в космос за собственный счёт в качестве туриста. С этой целью разослал письма в Москву и в НАСА, а копии этих писем—киевским друзьям. Тогда же он открывает в себе поэтический дар и пишет стихи, а также издает книгу воспоминаний под названием "В поисках свободы"." Он именует себя американо-украинским художником татарского происхождения. А его младшего брата в Украине называют народным (хотя официальное звание "народный художник Украины" Рафаэлю Багаутдинову не присвоено).
Что касается судьбы Колесников, то Владимир под конец жизни завещал похоронить его в родном Киеве — Галина Ратушная выполнила волю мужа, предав его прах земле на Байковом кладбище, после чего вернулась в Канаду.

...О дальнейших взаимоотношениях и контактах братьев Багаутдиновых не дано судить никому. Рафаэль по приглашению Рэма посетил США и вернулся в Киев, в свою мастерскую, к своим живописным полотнам. Как и прежде, в ней он проводит большую часть времени — по 12-14 часов ежедневно. И как 40 лет назад, братья живут в разных полушариях: один — в Западном, другой — в Восточном. И по-прежнему их разделяют холодные воды Атлантики. Но не только они...

0

2

юля
Добрый День!! Читая вашу статью «У ВОРОТ СВОБОДНОГО МИРА» узнал что Брат моей бабушки
Ратушний Михаил Алексеевич не погиб и не пропал без вести и уж не так как рассказали остальным членам его семьи что, Он не смог пережить страх Фашистского плена, Застрелился.
Когда об этом узнала моя бабушка Деревянко (Ратушна )Наталья Алексеевна  Она не могла в это поверить ,что Ее брат Михаил жил столько лет в другой стране а она 80 лет прожила и все время думала что он погиб. Лет 15 назад бабушка встречалась с Галиной Михайловной своей племянницей в Киеве, Она оставила Ее свои контакты в Канаде, но они наверно поменялись потому как дозвониться не возможно, об Отце Галина, бабушке ничего не рассказала, о том что он не застрелился а жил в Австралии.
Бабушка осталась единственная с 9 человек семьи Ратушних все братья и сестры уже умерли, Она хотела бы больше узнать о судьбе Михаила Алексеевича, или координаты Галины, если есть у Вас такая возможность.

0

3

У нас нет другой информации.Вам лучше обратиться в передачу "Жди меня".

0


Вы здесь » Одесский форум.Форум Одесса. » Форум искусство » Багаутдинов.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC